Витраж своими руками

Дорогие друзья! Если вы любите окружать себя необычными вещами, сделанными с душой и своим руками, если вы верите в то, что каждая сделанная вами вещь несет в себе каку-то частичку вас самих, да если вы просто креативный и неординарный человек, то этот раздел именно для вас! В этом небольшом мастер-классе мы попытались как можно более подробно и доступно показать процесс изготовления витража в технике «Тиффани», так как именно эта технология применима для создания витражных композиций в домашних условиях и более проста в исполнении, чем, например, витраж на свинцовом профиле (традиционный), пескоструйный (так как для его создания необходимо наличие специальной камеры), витраж-коллаж (при его изготовлении используется эпокситная смола, что является чрезвычайно вредным для здоровья) или заливной витраж (с использованием краски на основе эпокситных смол).

Из века в век витражные технологии претерпевали изменения: менялись способы сборки, инструменты, станки, появлялись новые виды стекол. Заслуженным уважением среди витражных технологий у специалистов пользутся техника «Тиффани». Ее преимущества: сравнительно небольшой вес (в отличие от витража на свинцовом профиле), аккуратный соединительный шов, богатая цветовая палитра стекол и многие другие.

 

Для изготовления витража вам потребуются:

 

2012-12-08-22-45-28_0056

1) Халат или фартук;

2) Перчатки х/б и резиновые;

3) Респиратор – необходим для того, чтобы предохранять дыхательные пути во время пайки, и защитные очки для предохранения глаз от стекольной пыли и осколков во время шлифовки стекла;

4) Инструменты: паяльник Weller100 W (это самый удобный в примениение и качественный паяльник), стеклорез, смазочное (машинное) масло для стеклореза или керосин, щипцы для стекла (или плоскогубцы для обламывания стекла 5 и 10мм), ломатели для стекла, самоклеящаяся медная фольга шириной 5.6мм (это один из самых распространенных размеров фольги, еще 4.8мм и 6.4мм), толстый картон, клей, угольник, паралоновая губка, черный несмывающийся капилярный фломастер,ножницы, тонкий прозрачный пластик для шаблонов (он есть в продаже но если Вы его не нашли, то можно использовать плотный картон, ватман, а лучше, очень плотную кальку), флюс (паяльная вода, которая наносится кисточкой на поверхность медной фольги перед пайкой), оловянно-свинцовый припой (штампованные прутки металла, которые должны быть качественными и чистыми, иначе со временем примеси проявятся на поверхности паяного швы, окисляя его), поролон, кисточка для нанесения флюса, кисть из свиной щетины № 4 или № 6 для нанесения патины, патина черная, медная или бронзовая на ваш выбор: когда витраж пропаивается, то паяные швы приобретают серебристый оттенок и блестят, для того, чтобы избавиться от эттого эффекта и придать витражной композицие графичность и используется патина. Также вам понадобятся шлифовальная машинка для стекла «Kristall» или «Impulse», для которых необходимо подобрать правильную головку в зависимости от поставленной задачи: головка «Turbo» с крупным алмазным зерном подходит в том случае, если вам предстоит длительная шлифовка жестких, твердых стекол (например, красное, розовое, стекла насыщенных желтых тонов), с ней нужно работать очень осторожно, так как она в некоторых случаях оставляет сколы на стекле. Шлифовальная головка «Finish»: подходит для точной подгонки очень маленьких кусочков стекла, имеет мелкое алмазное зерно. В остальных случаях лучше использовать головку «Standart» диаметром 25мм (если в вашем будущем витраже будут присутствовать очень маленькие радиусы, то придется применять шлифовальные головки радиусом от 5 до 19мм).

Всю работу по созданию витража разделим на два этапа:

А) творческая часть: создание эскиза витража, изготовление картона в натуральную величину, подбор цветовой гаммы стекол;

Б) исполнительская часть: изготовление шаблонов из кальки, прирезка стекол, обматывание стекла медной фольгой, пайка витража, патинирование.

Первой свой витраж лучше всего делать по готовым эскизам, купив пособие с готовыми картонами и эскизами для витражей, чтобы лучше понять принцип работы. Для обучения это является необходимым условием. После того как вы определились с выбором эскиза, необходимо продумать цветовое решение будущего витража с помощью акварельных красок или цветных карандашей. Теперь подходим к первому и важнейшему моменту в изготовлении витража – подборке стекла.

1) Подборка стекла: витражи изготавливаются из специального художественного и архитектурного стекла. Художественное стекло делится на: перламутровое (прозрачное и матовое стекло со специальным металлическим напылением), барочное (одно из красивейших стекол), опаловое (матовое, молочного оттенка, неоднородное, по структуре напоминает мрамор),пятнистое (например Uroboros, одно из самых дорогих стекол), окрашенное ( прозрачное стекло с мраморной структурой), преломляющее ( бывает матовым и прозрачным, с вкраплениями мелких чешуек и волокон), стекло, имитирующее гранит (изготавливается вручную, имеет грубую шероховатую поверхность камня, обычно сочетает в себе три или четыре цвета. Архитектурное стекло (шиншилла, атлантик, диаманд, глория и другие) можно приобрести на любом строительном рынке. Его стоимость сравнительно невелика, но для изготовления первого витража в своей жизни это не самый лучший вариант, потому что с ним достаточно тяжело работать из-за его толщины (шиншилла) и фактуры (диаманд, атлантик).

Как определиться с выбором стекла? Есть много фирм, изготавливающих художественное стекло (преимущественно американские, но есть и китайские). Посоветуем вам купить стекло фирмы «Spectrum» - это очень качественное стекло с богатейшим выбором цветов и по приемлимым ценам. Для первой своей работы не в коем случае не покупайте китайское стекло, так как оно значительно уступает по качеству американскому и может ломаться в ненужных местах и лопаться при пайке. Желательно, чтобы цвет и фактура фонового стекла отличались от самого изображения. Рассмотрим на примере: допустим, вы делаете квадратный витраж с изображением летящей бабочки. На фон возьмите красивое прозрачное стекло, а бабочку делайте из опаловых стекол разных цветов. Не советуем вам использовать много типов стекла в одном витраже, возьмите, к примеру, только два вида (преломляющее на фон и опаловое на бабочку, бабочку можете сделать из трех-четырех цветов опалового стекла). Приобрести стекло вы сможете в магазинах стекла и стеклоизделий. Когда вы определились с выбором стекла, необходимо расписать картон, то есть на каждой детале рисунка на картоне вы должны указать цвет используемого стекла, чтобы потом вы не забыли их. Теперь наконец настала долгожданная минута, и мы можем приступать непосредственно к самому процессу исполнения. Всем удачи, вдохновения и , конечно, терпения!

2) Размещаем на столе готовый картон витража в натуральный размер. Пронумеровываем все детали в удобном вам порядке (если вам так больше нравится, можете вместо цыфр использовать любые другие обозначения: буквы, символы, главное, чтобы вы потом не запутались). Берем плотную кальку (или тонкий пластик, смотря что вы сумели приобрести) и накладываем ее на картон так, чтобы он весь был закрыт. Черным фломастером начинаем переводить линии рисунка с картона на кальку как можно более точно, пытаясь сохранить их лекальность или прямоту в зависимости от рисунка. Когда все изображение преведено на кальку, с помощью угольника выставляем размеры витража карандашом или ручкой, то есть проводим ограничительные линии витража под прямыми углами, если витраж будет прямоугольной или квадратной формы. Если же витраж будет круглым или овальным, просто переводим эти линии с картона. Примечание: когда вы в первый раз создаете каку-либо витражную композицию, настоятельно рекомендуем выбирать как можно более простой рисунок и форму витража, например прямоугольный витраж с изображением цветочка, бабочки, птички или витраж, состоящий из геометрических фигур. Не нужно сходу браться за композиции, которые состоят из множества мелких и сложных деталей. Итак, когда картинка полностью перерисована с картона на кальку, переписываем нумерацию деталей на кальку, убираем кальку с картона. Теперь берем толстый картон толщиной 2-3мм толщиной 1мм и режем его на четыре полоски шириной 2см – это будут ограничители витржа, которые нужно приклеить по периметру картона для витража (по краевым линиям с четырех сторон). Это делается для удобства сборки, чтобы детали витражи не разъезжались, образуя между собой большие щели. Затем берем ножницы и начинаем вырезать пронумерованные шаблоны деталей из кальки посередине линии и как можно более точно, продвигаясь медленно, вырезая участок за участком. Каждую вырезанную деталь выкладываем на картон с тем же номером, пока не получится композиция из калечных лекал (номер к номеру). Далее мы будем заменять каждый шаблон вырезанным по нему фрагментом из цветного стекла.

3) Переходим к прирезке стекла. Берем стеклорез, заправляем его маслом или керосином. Кладем шаблон из кальки на стекло так, чтобы указанный вами номерок на кальке лежал лицом вверх. Лицевой стороной у стекла является гладкая сторона. Обводим фломастером шаблон. Вырезаем полученную фигуру по внутренней линии фломастера. Таким образом вырезаются все оставшиеся стекла и выкладываются на картоне в соответствии с нумерацией.

2012-12-08-22-50-07_0057

 

4) Первоначальная шлифовка стекла на шлифовальной машинке. Включаем машинку, не забываем надевать защитные очки! Берем по одному стеклу и отшлифовываем их по первому разу для того, чтобы снять с них все «петухи» и «заусенцы». Потом насухо вытираем каждое стеклышко и водворяем его на надлежащее ему место. После первоначальной шлифовки приступаем к подгонке стекол друг к другу с помощью более тщательной шлифовки. Убедитесь в полном соответствии размеров вырезанного стекла отведенному пространству. В случае выявления несовпадений вам следует еще раз подшлифовать стекло; в противном случае придется вырезать не подошедший стеклянный фрагмент заново. Подгонка стекол должна быть как можно более точной, то есть расстояние между кусочками стекла должно быть минимальным (около 1мм, иначе паяные швы будут очень толстыми и некрасивыми), но все же должно оставаться, так как стекла будут обматываться фольгой. Если вам этот процесс покажется немного нудным, потерпите немножко, пусть у вас на это и уйдет много времени, но зато результат превзойдет все ваши ожидания, когда витраж будет полностью готов. После того, как все стекла выложены на картоне и хорошо подогнаны друг к другу, можно приступать к их обмотке.

N21

5) Обматывание стекла медной фольгой. Берем фольгу 5.6мм. Начинаем обматывать каждый кусочек стекла, прижимая фольгу к кромке стекла участок за участком. Концы медной фольги в месте их стыковки должны накладываться внахлыст на несколько миллиметров, лишнее отрезаем ножницами. Закатываем фольгу, загибаем ее по краям стекла и прижимаем с помощью фломастера, чтобы она плотно прилегала к поверхности стекла. Выкладываем все обмотанные стекла обратно на картон.

6) Берем флюс (паяльную воду) и кисточку, тщательно смазываем швы флюсом. Не забывайте надевать респиратор и х/б перчатки во время пайки! Вначале надо соединить кусочки стекла маленькими паяными точками, чтобы стекла в прцессе работы не сдвинулись со своих мест. Затем необходимо припоем заполнить расстояние между ними: берем паяльник, подносим к нему припой и начинаем пропаивать все швы. У вас должна получаться низкая плоская пайка. Снова наносим припой на паяные швы, равномерно распределяя его паяльником, чтобы паяный шов стал выпуклым, поднялся. Когда вы паяете, наконечник паяльника не должен отрываться от паяного шва. Хорошо выполненный выпуклый паяный шов не только красиво смотрится, но и укрепляет конструкцию вашего витража. Затем с помощью поролоновой губки, смоченной водой, хорошо протираем витраж, а затем вытираем насухо тряпкой. Переворачиваем витраж на изнаночную сторону и таким же образом паяем все швы. Так как в нашем случае витраж небольшой и не будет закрепляться в раме, то необходимо пропаять все кромки витража. Поднимаем витраж, следя за тем, чтобы его сторона располагалась строго горизонтально, и слева направо начинаем паять, нанося небольшое количество припоя и равномерно его распределяя.

2012-12-08-22-42-28_0055

После этого тщательно моем витраж, применяя щетку и моющее средство (подойдут и моющие средства для посуды), насухо вытираем чистой тряпкой и бумажными полотенцами.

7) Берем патину выбранного вами цвета, надеваем резиновые перчатки (так как патина очень легко въедается в кожу и ее сложно отмыть), наливаем небольшое ее количество в неглубокую емкость и с помощью кисточки из свиной щетины начинаем равномерно наносить патину на паяные швы с лицевой стороны витража. Когда процесс завершен, ждем буквально 15 минут, затем насухо вытираем патинированные швы. С помощью средства для мытья окон хорошо моем весь витраж, вытираем тряпкой, затем бумажными салфетками натираем до блеска. Шедевр готов!

Обычная реакция тех, кто сделал свой первый витраж: «Ой, какая прелесть, какие цвета, какие формы! Это я сделал!». После длительного созерцания своего произведения: «Что-то здесь не так». Еще через некоторое время: «Я мог бы сделать во сто раз лучше! Где были мои глаза!» И это замечательно, поверьте. Друзья, создавайте, творите, радуйтесь всем своим успехам и неудачам, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает! А мы будем очень рады, если эта небольшая инструкция поможет кому-то в создании своего первого витражного шедевра!