История витража

  Нет точных сведений о том, где впервые был сделан витраж. Кусочки дутого и литого стекла использовались в архитектуре еще в Древнем Риме. В записях авторов V века встречаются упоминания о цветных стеклах на окнах. В древности стекла укреплялись деревянными рамками или же скреплялись между собой шпаклевкой или штукатуркой. Но каждый элемент должен был быть независимым, поэтому формы витражей были ограничены. Нет точных сведений, когда и где впервые для скрепления частей витража были использованы свинцовые профили. Это открытие было уникальным, посколько тягучесть свинца позволяла художникам варьировать формы витражей и давало им полную свободу творческого самовыражения. В результате раскопок в местечке Ярроу в северной Англии были обнаружены свинцовые нити и некрашеные куски стекла различной формы, они датируются VII-IX веками.
  В Средние века становление искусства витража было напрямую связаано с активным храмовым строительством. В ярких витражных композициях заключались послания о спасении души, представления о средневековом обществе и его правителях. В период Ренессанса к традиционным витражным окнам добавились гризайли, напоминающие полупросвечивающие гобелены. На них в меньшем масштабе изображались сюжеты из жизни местной общины и некоторые семейные сцены. Также в период Возрождения храмы нередко украшались круглыми витражами из единого куска стекла. Эти небольшие произведения особенно интересны, так как они расписывались художниками в индивидуальной авторской манере, а все прочие - согласно религиозным живописным канонам. После проведения церковной реформы отношение к религиозной живописи изменилось на севере Европы, особенно в Англии. Все более популярным становился стиль барокко, поэтому витражи больше не играли решающей роли при строительстве храмов. Ситуация изменилась, когда постепенно началось возрождение готических т романских строений. Приверженцы этих стилей стремились вновь сделать витражи основополагающей частью религиозных и светских построек. 
   В XII-XIII века витражи считались предметами искусства и приравнивались по ценности к ювелирным изделиям. Поэтому здание, в  котором размещались витражи, сразу приобретало статус исключительного. На протяжении всей истории Западной Европы архитектурное мастерство считалось самым общественно важным. В период Средневековья и Возрождения здания имели знаковый смысл: религиозное послание было зашифровано в храмовых скульптурах, витражах и фресках. Особое эмоциональное и интеллектуальное впечатление, производимое витражными композициями, играло огромное значение. Поэтому большинство построек того времени просто не мыслились без витражей. Архитекторы строили специальные возвышения, чтобы разместить рукотворные стеклянные полотна, вписать их в пространство храма и оставить таким образом послание потомкам. 
   Большое внимание к витражным изделиям можно объяснить тем, что в предыдущие столетия свет воспринимался как разноплановая метафора. Так, он мог обозначать добро и Божью милость, а тьма, напротив, гнев Отца Небесного. В средневековой традиции процесс создания витража - это процесс преображения божественного света во всех его ипостасях. Художник должен изобразить и главный светоч - Сына Божьего, и мельчайшие отблески небесного светила. Чтобы изобразить эту световую иерархию, мастер ищет световое решение для каждого живого существа. Бог - это не только свет, но и красота, и гармония; поэтому композиции из драгоценных камней и витражи стали выразителями божественного сияния, они призывали к созерцанию величия Творца. Прозрачные и цветные стекла отражают две стороны бытия - ясную и затемненную. Ясный свет исходит от Творца, на земле он обретает цвет и вновь становится видимым. Можно рассматривать свет как выражение разнообразия (но и несовершенства) живых существ, которые меняют свой изначально данный им облик (хоры собора в Эвре).
  Мастера, работавшие со стеклом, преобразовывали свет в многоцветных витражах и преследовали возвышенные, духовные цели. Однако нередко были и другие - личные. Здание становилось выражением общественного, соборного начала, а окна особой формы с изображенными на них фигурами показывают различные стороны жизни людей.  С момента зарождения искусства витража в XII веке имена и портреты покровителей постоянно изображались на окнах храмов. Сугерий, аббат монастыря Сен-Дени, мастер Герлахус, работавший над витражами в Арнштайне на Лане, и правители Англии и юго-запада Франции Элионора Аквитанская и Генрих II - их портреты запечатлены на оконных витражах. Однако они носят скорее сюжетный характер, так как средневековая традиция требовала изображать не личность , а ее деяния. Поэтому мы можем видеть церковника, художника и царственную чету, совершающие благие дела как верующие и покровители церкви (хоры аббатства Арнштейн, серия из пяти витражных окон, 1160-1170гг).
  Со времен каноны портреты стали меняться. Уже в эпоху Ренессанса стали появляться "персональные портреты", которые больше не несли на себе отпечаток религиозного символизма. Дальнейшее движение в сторону персонализации  привело к тому, что в XIX веке люди желали видеть уже не просто свои портреты, но  собственные ценности и приоритеты на витражных полотнах. Сложные теологические системы живописного подтекста XII века и небольшие истории из жизни святых XIII века постепенно утратили свою значимость. Новые витражи расписываются с ориентацией на стандартные модели, шаблоны. Чаще всего мастера изображают фигуры в человеческий рост и делают их максимально реалистичными ( серия витражных портретов французских монархов в королевской капелле в Дрю, 1843 год).
  Во многих новых церквах на витражах появляются портреты правителей (портрет королевы Виктории на витражном окне в церкви Святой Марии в Грейт Малверн, 1886 год). Мы можем встретить необычные витражи не только в культовых сооружениях: многие учебные заведения использовали витражи в качестве дополнительного украшения (витраж в университете Корка, 1866 год; Гарвардский университет, мемориальный холл, 1898 год).
  Таким образом, в Средние века самой важной была библейская тема: художники изображали сюжеты из жизни святых праведников, картины богослужения. В XIX-начале XX века мастера ориентируются на современные культурные ценности. Они находят сюжеты для витражных полотен в музеях; так появляется феномен Нового времени - перенесение картин эпохи Ренессанса и барокко на витражное стекло (витраж "Святой Михаил" студии Тиффани у алтаря церкви Святого Михаила в Чарльстоне (Южная Каролина), 1893 год; витраж "Возвращение блудного сына" студии Феликса Гадена для церкви Сен-Жозе в Клермон-Ферране, 1887 год). Искусство становится все более светским; уже не традиция, а отдельные художники стали законодателями моды и стиля. Теперь элементы витражных композиций используются для оформления дворцов правосудия, спортивных комплексов, административных зданий, головных офисов компаний и даже для частных домов. Витражи можно встретить в мечети в Саудовской Аравии, в торговом комплексе в Рио-де-Жанейро и в спортивных центрах Токио. Техника их создания постоянно совершенствуется, появляются новые разработки по производству более тонких и прозрачных витражей, художники эксперементируют с различными видами краски. Использование шелковых экранов, фотографического нанесения рисунка, эмалевых красок, особой гравировки и классическая техника росписи позволяют создавать непохожие авторские витражи чудесной красоты. Благодаря новым технологиям изготовление витражей постоянно растет. Появляется много новых художественных направлений и объединений: модерн, прикладное искусство, мюнхенская школа, академическая школа и, конечно, радужное стекло. Модерн как направление произвел сильное впечатление на европейцев и американцев, в особенности то, что его дизайнерская концепция предполагает соединение интерьера, архитектуры и окон в гармоничное целое (Франк Ллойд Райт, Луис Салливен).
  "Эпоха радужного стекла" в истории изобразительного искусства США продолжалась с 1880 по 1920 год. В этот период появилось много разноцветного матового стекла. Мастерские предлагали множество вариантов витражей - от простых до авторских.  Популярность этому периоду принесли художники Джон Ла Фарж и Луис Тиффани. 
  Развитие американских университетов способствовало распространению стиля готического возрождения, так как университеты ассоциировались с Оксфордом и Кембриджем. Сюжеты витражей нередко отражали средневековую тематику ("Семь свободных искусств" для университета в Принстоне, 1913 год). Современные художники и дизайнеры, воплощающие в жизнь самые смелые идеи, говорят, что лишь в готических храмах Средневековья можно увидеть, как гармонично соединяются образ, пространство, цветовая гамма, свет и фактура.
  Стиль ар деко оставил свой след в международном витражном дизайне. В этом искусстве линия строится по геометрическому принципу, образуя четкие формы в сочетании с энергичными красками. Витраж с его линейным рисунком и блестящими красками особенно хорошо вписывается в эстетику ар деко. Воплощением популярного стиля в городской культуре является Мадрид, где витражи установлены и в торговых зданиях, и в частных домах.  
  Одним из самых известных художников, работающим со стеклом, был Марк Шагал. Работая с витражами, Шагал неизменно использовал глубокие насыщенные цвета, часто выполняя каждое окно в своей тональности, менявшейся от витража к витражу. Его произведения передают глубокие переживания, ностальгию, восхищение миром. Его работы находятся во Франции, Израиле, Америке.