Гризайль

Техника гризайль:

Когда-то витражи изготавливались не только из цветных кусочков стекла, соединенных свинцовой протяжкой, совместно с этим каждый кусочек стекла расписывался специальными красками для детальной проработки мелких элементов, таких как черты лица, складки на одеждах, пальцы и многое другое. Такой витраж называется комбинированным или смешанным, так как вбирает в себя не одну витражную технологию. Но в данном случае мы рассмотрим конкретную живописную технику – гризайль, применявшуюся на протяжении многих веков и практически не претерпевшую никаких значительных изменений.

Действительно, метод, о котором сейчас пойдет речь, абсолютно традиционный, известный людям еще с древних времен. В своем изначальном виде гризайль была монохромна (то есть черно-белая), так как процесс декорации сводился только к прорисовке контуров изображения и их затенению в нужных местах, а сам цветовой момент зависел лишь от вида самого стекла, на который наносился рисунок. На первом этапе гризайлью покрывали поверхность стекла, после чего этот слой удаляли, и получались характерные затененные участки, благодаря которым вся композиция преображалась и представала перед глазами зрителя во всей своей красоте. В то время с помощью этой техники воспроизводили обычно исторические сюжеты. Обработка стекла гризайлью – это очень трудоемкая технология, требующая от мастера специальных навыков. Благодаря этой технике, можно изготавливать декоративные панели или витражи для оформления интерьеров из стекла любого типа.

Процесс изготовления: вначале отрисовывается эскиз, затем необходимо подготовить непосредственно саму гризайль (путем смешивания порошков), потом на обезжиренное стекло наносятся краской линии заготовленного рисунка, а его самые мелкие детали прорисовываются пером. Затем стекло с нанесенным на него изображением помещаю в печь и обжигают, пока печь не нагреется до 650°С. После этого, когда стекло остыло, на него наносится очень тонкий, равномерный слой гризайли, причем действовать необходимо достаточно быстро, чтобы краска не начала засыхать. Через 15минут краситель удаляется при помощи кисти в тех местах, сквозь которые по замыслу художника должен просачиваться свет (это создание эффекта затенения). Завершающий этап работы – самый сложный и кропотливый. Он заключается в передаче полутонов, а его сложность состоит в том, что краска очень легко снимается, и при мельчайшей оплошности работу придется начинать заново. Когда этот этап пройден, стекло снова обжигается в печи. Как упоминалось выше, изначально гризайль была монохромной, но в настоящее время существует и цветная гризайль. В этом случае берется дополнительный краситель и расписываются нужные детали рисунка. Потом стекло в третий раз помещается в печь и обжигается уже при температуре 550°С. Затем стеклу нужно дать остыть и можно его применять для создания витражной композиции.